Образовательный модуль «Миграция в Европейском союзе: проблемы и перспективы» реализуется с сентября 2016 года на двух факультетах: факультете международных отношений и факультете философии и психологии ВГУ.

Целями проекта являются:

Задачи модуля и их выполнение в 2016-2017 учебном году:

  1. 1. Введение новых дисциплин и увеличение количества часов учебной нагрузки на преподавание дисциплин, входящих в образовательный модуль.
    В учебный план факультета философии и психологии по направлению «Культурология» (на уровне бакалавриат) была введена новая дисциплина «Социокультурные аспекты миграции».
    Данный образовательный модуль был сформирован на основе нескольких дисциплин, которые входят в учебные планы двух факультетов и составляют образовательный модуль. Дисциплины логически выстроены в течение всего периода обучения, с 1 курса бакалавриата до 2 курса магистратуры.

    Базовыми дисциплинами модуля являются:

    • 1. «Социокультурные аспекты миграции» для студентов 4 курса факультета философии и психологии;
    • 2. «Миграция в ЕС» для студентов 3 курса факультета международных отношений;
    • 3. «Проблемы миграции в Европе» для магистрантов 1 курса факультета международных отношений.

    Таблица 1. Дисциплины образовательного модуля факультетов международных отношений (ФМО) и философии и психологии (ФФП)

    Факультет Курс Название дисциплины Общее количество часов
    Бакалавриат
    ФФП 2 Стереотипы мужского и женского поведения
    3 Гендерные аспекты культуры повседневности
    3 Межкультурная коммуникация
    4 Социокультурные аспекты миграции
    ФМО 1 Мировые религии
    2 Культурно-цивилизационные модели
    3 Миграция в ЕС
    4 Межкультурная коммуникация
    Магистратура
    1 Проблемы миграции в Европе
           

    Поскольку мигранты являются носителями определенных культур, религий, формирующих национальную ментальность, культурный архетип, необходимо, приступая к изучению непосредственно миграционных процессов и миграционной политики в Европе, сформировать у студентов базовые знания по межкультурной коммуникации, культурно-цивилизационным моделям, социокультурным и гендерным аспектам функционирования общества. Поэтому помимо базовых дисциплин модуля студенты обоих факультетов изучают такие дисциплины, как «Межкультурная коммуникация», «Культурно-цивилизационные модели» и другие (Таблица 1).

  2. 2. Стимулирование научно-исследовательской деятельности студентов по проблематике проекта.

    В текущем учебном году 11 студентов написали свои выпускные квалификационные работы по проблематике проекта.

    В течение первого года реализации проекта студенты четвертого курса бакалавриата факультета международных отношений выполнили и защитили итоговые работы по социально-культурной адаптации мигрантов в рамках дисциплины «Межкультурная коммуникация».

    Магистранты первого года обучения успешно освоили курс «Проблемы миграции в странах Европы», в ходе которого они подготовили и защитили итоговые аналитические работы по теме «Миграционные процессы в отображении европейских средств массовой информации» на примере одной из европейских стран.

    Студенты факультета философии и психологии реферировали статьи российских и зарубежных исследователей по социокультурным и гендерным аспектам миграции в рамках дисциплины «Социокультурные аспекты миграции».

  3. 3. Усиление интерактивности дисциплин, входящих в образовательный модуль.

    Одна из задач реализации модуля - наполнение дисциплины интерактивными методами, с использованием онлайн ресурсов, в том числе университетской платформы Moodle, а также активное использование таких методов, как деловые игры, круглые столы, организация дискуссионных площадок для студентов и преподавателей.

    8 апреля 2017 г. на базе факультета международных отношений прошла VI Международная Студенческая модель ООН, в которой приняли участие студенты не только российских вузов, но и вузов США, Германии.

    Ссылка на «Новости ВГУ» о Модели ООН - http://www.vsu.ru/ru/news/feed/2017/04/8243.

    В этом году заседания комитетов Организации Объединенных Наций были посвящены и проблемам международной миграции: вторая студенческая Генеральная Ассамблея, состоящая, в основном, из иностранных студентов, рассматривала вопрос «Международная миграция. Проблемы и перспективы». Работа данной секции, состоящей, в основном, из иностранных студентов, проходила на английском языке, а главным зарубежным экспертом данной ассамблеи выступил профессор факультета теологии, директор Европейского центра Университета им. Георга Августа (г. Гёттинген, Германия), Мартин Тамке.

    Был проведен круглый стол студентов ВГУ с группой студентов Университета им. Георга Августа (г. Гёттинген, Германия) во главе с профессором Тамке, в рамках которого была затронута тема вынужденной миграции сирийских беженцев в Европу.